Роль и место самоспасателей в пожарной безопасности. Актуальность, эффективность, проблемы и пути решения.

16.11.2020


Чрезвычайные ситуации с угрозой жизни и здоровья людей, к сожалению, в нашей жизни совсем не редкость. Причем наступают они неожиданно и порой с самыми тяжелыми последствиями.

Статистические данные Центра пожарной статистики Международной ассоциации пожарно-спасательных служб (КТИФ):
https://www.ctif.org/commissions-and-groups/ctif-center-fire-statistics/news
объективно показывают, что Россия имеет один из худших показателей по количеству погибших людей на пожаре (6 погибших на 100 000 человек). В других странах постсоветского пространства обстановка с гибелью людей лучше, не говоря уже об остальных странах Европы, Азии и Америки. Уровень смертности на пожарах в развитых странах многократно ниже (в 5-20 раз). Это ситуация повторяется из года в год.
Что такое гибель 6 человек на 100 тыс. населения в абсолютных цифрах? По официальной статистике за 2019 г.
Это 8,5 тыс. смертей в год, причем не только людей с ослабленным здоровьем, а всех подряд, в том числе 400 детей!
В стране периодически происходят настоящие трагедии с массовой гибелью людей, такие как в «Зимней вишне». Тот пожар произошел в конце марта 2018 года и своими последствиями потряс не только всю страну, но и весь мир. В здании торгово-развлекательного комплекса «Зимняя Вишня» в городе Кемерово тогда погибло 60 человек, большая часть из которых дети. Пожар стал одним из двух наиболее значимых в истории современной России наряду с пожаром в ночном клубе «Хромая лошадь» города Пермь в 2009 году, при котором погибли 156 человек.
Хочу отметить, что фильтрующие самоспасатели доказали свою эффективность на пожарах, в них спасли свою жизнь и здоровье сотни людей. Например, универсальные самоспасатели марки «Шанс» (производства ООО НПК Пожхимзащита») по официальным полученным письменным отзывам более 260 раз применялись на пожарах и в чрезвычайных ситуациях. Никто из пользователей не пострадал!
Ежедневно в среднем на пожарах погибают 23 человека, получают травмы и увечья 26. Причиной гибели более чем в 70% случаев является отравление продуктами горения. Это означает, что наше население на пожаре не обеспечено необходимой защитой от опасных факторов пожара. Казалось бы, вот оно поле деятельности для производителей средств индивидуальной защиты, членов Ассоциации. Они производят основную часть СИЗ от отравления продуктами горения.
Только вот со стороны государственных органов поддержки становится все меньше, а барьеров все больше.
Давайте посмотрим на факты, как было и что стало.
В 2009 году вступил в действие Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
После принятия закона сложилась система, включающая:
- единые и однозначно понимаемые требования к продукции;
- сертификационные органы и лаборатории в системе пожарной безопасности, работающие по однозначно понимаемым требованиям;
- органы контроля за продукцией, которым тоже было однозначно понятно, каким требованиям должен соответствовать предмет контроля.
Однако с 2012 года обстановка изменилась. Вступил в действие Технический регламент Таможенного союза 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», куда были включены требования к фильтрующим самоспасателям, используемым при пожарах.
В результате:
- изолирующие самоспасатели оказались вне правового поля;
- требования к фильтрующим значительно снизились и, несмотря на длительные согласования МЧС с Минтрудом, изменениями в регламент, таковыми и продолжают оставаться.
- сертификация пожарных самоспасателей перешла к органам и экспертам сферы охраны труда. Для подтверждения соответствия применяются стандарты с разными требованиями.
- контроль за соответствием продукции требованиям нормативных документов разделился между разными ведомствами.
Во что это выливается можно посмотреть на следующих примерах.
Во-первых, на рынке периодически стала появляться фальсифицированная продукция.
Еще 8 лет назад была предпринята 1-я попытка вывести в обращение на российский рынок китайские фильтрующие самоспасатели с практически нулевыми защитными свойствами. Тогда еще действовал контроль в системе пожарной безопасности. Попытка не удалась.
2-я попытка случилась в 2018 году после трагедии в «Зимней вишне». Китайские самоспасатели стали продаваться без сертификата. Это уже во время разделения полномочий по контролю, поэтому и оказалось, что ни один контролирующий орган таким вопиющим нарушением не заинтересовался. Ассоциация производителей через Прокуратуру добились прекращения поставок фальсифицированной продукции. Поставщик оштрафован. А сколько средств, в том числе бюджетных, выброшено на закупку бесполезной продукции и к каким последствиям это может привести – это уже никого не интересует.
В 2020 году была предпринята 3-я попытка вывода на рынок той же китайской продукции. Российская компания сертифицировала ее на соответствие ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты». Сертификат был выдан в Киргизии Бишкекским центром испытаний, сертификации и метрологии, а испытания якобы были проведены в Казахстане (в Актюбинском филиале Национального центра экспертизы и сертификации). Сертификат был выдан с грубейшими нарушениями, Бишкекский центр, не имеет соответствующей области аккредитации.
Кроме того, как потом выяснилось из ответа Национального центра аккредитации Казахстана, под этим номером протокола (№ 868) испытаний якобы самоспасателя был зарегистрирован протокол на производственный контроль муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта…
Таким образом, сертификат соответствия, был выдан органом по сертификации на китайский самоспасатель без подтверждения безопасности, установленных в ТР ТС 019/2011.
И что в итоге, указанный самоспасатель из-за низкой цены, в течении пяти месяцев активно закупался в рамках государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации на десятки миллионов рублей! Надзорные государственные органы России этим вопросом не заинтересовались, даже после того как это стало им известно.
Добиваться соблюдения законодательства снова пришлось Ассоциациям производителей. Они письменно обратились в Евразийскую экономическую комиссию, там приняли к сведению информацию о нарушениях. Сертификат был отозван.
Но снова возникает вопрос, а как быть десяткам организаций, которые уже выбросили свои деньги на приобретение бесполезной, а скорее вредной продукции.
Во-вторых, сертификация самоспасателей превратилась в очень непростую процедуру. С одной стороны, можно легко получить сертификат на несоответствующую продукцию даже без проведения испытаний, нужно найти орган, с которым можно договориться. А если хотите по закону, то нужно одолеть множество искусственно созданных препятствий.
В зависимости от квалификации и взглядов экспертов, запросов заявителей, в силу неоднозначности требований сертификаты получаются по-разному оформленными. В результате идет поток жалоб, в судебные разбирательства уже были вовлечены Роспотребнадзор, Росаккредитация, органы по сертификации, производители и поставщики. Самоспасатели получили репутацию скандальной продукции, связываться с которой себе дороже.
Отсюда вытекает, в-третьих. Подзаконные акты и нормативные документы по эксплуатации пожарно-технической продукции разрабатывает МЧС России. Похоже там взяли курс на исключение СИЗ из своей номенклатуры по принципу: «Взял их Минтруд, пусть ими и занимается».
Реализацию этого принципа можно проследить по эволюции документов, регламентирующих обеспечение объектов СИЗ.

С 2016 года только дежурные на объектах с ночным пребыванием людей.
В 2017 году вышло постановление Правительства об антитеррористической защищенности гостиниц. Это уже по линии других ведомств – ФСБ и Росгвардии. Обеспечение СИЗ указано как одно из основных мероприятий системы пожарной безопасности. Однако данное мероприятие сводится на нет Правилами противопожарного режима – обеспечиваются только дежурные.
В 2018 году Росстандартом принят ГОСТ, устанавливающий нормы обеспечения объектов СИЗ. Основной принцип заложенный в стандарте: если эвакуация обеспечивается другими средствами и способами, то в использовании СИЗ нет необходимости. Если не обеспечивается – СИЗ должны использоваться в качестве компенсирующего мероприятия. Стандарт развивает и детализирует требования части 3 статьи 53 Федерального закона №123-ФЗ.
МЧС сразу отреагировало разъяснением, что стандарт является добровольным, выполнять его требования необязательно. В обоснование была сделана ссылка на закон о стандартизации. Но если посмотреть на часть 2 статьи 5 этого закона, а потом на статью 46 Федерального закона №184-ФЗ «О техническом регулировании», то оказывается, что такое разъяснение прямо противоречит действующему законодательству.
Странным выглядит и тот факт, что в существующей методике оценки пожарного риска применение СИЗ, как одного из установленных законодательством способов защиты от опасных факторов пожара, никак не учитывается.
И последнее. Под лозунгом регуляторной гильотины из Федерального закона №123-ФЗ предложено исключить положение, что СИЗ могут применяться как для защиты пожарных, так и эвакуируемых и спасаемых людей. Обосновывается это утверждением, что закон не должен дублировать требования международных технических регламентов. Хотя в единственном техническом регламенте, где упоминаются СИЗ, это ТР ТС 019/2011, устанавливаются требования только к техническим характеристикам изделий и ни слова не сказано, кто должен их применять.

В области применения данного ТР ТС прямо указано, что требования к проектированию, производству, эксплуатации, хранению этот регламент не регулирует. Они устанавливаются законодательством стран-участников Таможенного союза. Так зачем представлять в правительство и законодательные органы недостоверную информацию?
Что в итоге. Получается, что СИЗ на пожарах должны использоваться пожарными и дежурными на объектах с ночным пребыванием людей. Прочий народ, не успевший убежать до задымления путей эвакуации, пусть продолжает задыхаться и 70% пусть продолжают погибать от отравления продуктами горения.
Можно говорить много слов и приводить массу аргументов. Но есть факт, что по числу гибнущих на пожарах людей мы находимся на одном уровне с такими странами как Зимбабве, Новая Гвинея, Мавритания, Афганистан. А это позор для России. И никаким обилием слов этот позор прикрыть невозможно.
Мы не собираемся заявлять, что использование СИЗ для обеспечения безопасной эвакуации при пожарах является панацеей, способной в одиночку кардинально изменить негативную ситуацию с гибелью людей.
Но в единой системе установленных законом способов защиты СИЗ могут внести существенный вклад в обеспечение пожарной безопасности населения страны.
Для изменения сложившейся ситуации уже сейчас необходимо применять комплексные решения, доработать нормативные правовые акты в области пожарной безопасности.
Средствами индивидуальной защиты при пожаре необходимо оборудовать высотные здания, объекты с массовым пребыванием людей, социальные объекты для маломобильных групп населения.