Это 8,5 тыс. смертей в год, причем не только людей с ослабленным здоровьем, а всех подряд, в том числе 400 детей!
В стране периодически происходят настоящие трагедии с массовой гибелью людей, такие как в «Зимней вишне». Тот пожар произошел в конце марта 2018 года и своими последствиями потряс не только всю страну, но и весь мир. В здании торгово-развлекательного комплекса «Зимняя Вишня» в городе Кемерово тогда погибло 60 человек, большая часть из которых дети. Пожар стал одним из двух наиболее значимых в истории современной России наряду с пожаром в ночном клубе «Хромая лошадь» города Пермь в 2009 году, при котором погибли 156 человек.
Хочу отметить, что фильтрующие самоспасатели доказали свою эффективность на пожарах, в них спасли свою жизнь и здоровье сотни людей. Например, универсальные самоспасатели марки «Шанс» (производства ООО НПК Пожхимзащита») по официальным полученным письменным отзывам более 260 раз применялись на пожарах и в чрезвычайных ситуациях. Никто из пользователей не пострадал!
Ежедневно в среднем на пожарах погибают 23 человека, получают травмы и увечья 26. Причиной гибели более чем в 70% случаев является отравление продуктами горения. Это означает, что наше население на пожаре не обеспечено необходимой защитой от опасных факторов пожара. Казалось бы, вот оно поле деятельности для производителей средств индивидуальной защиты, членов Ассоциации. Они производят основную часть СИЗ от отравления продуктами горения.
Только вот со стороны государственных органов поддержки становится все меньше, а барьеров все больше.
Давайте посмотрим на факты, как было и что стало.
В 2009 году вступил в действие Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
После принятия закона сложилась система, включающая:
- единые и однозначно понимаемые требования к продукции;
- сертификационные органы и лаборатории в системе пожарной безопасности, работающие по однозначно понимаемым требованиям;
- органы контроля за продукцией, которым тоже было однозначно понятно, каким требованиям должен соответствовать предмет контроля.
Однако с 2012 года обстановка изменилась. Вступил в действие Технический регламент Таможенного союза 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», куда были включены требования к фильтрующим самоспасателям, используемым при пожарах.
В результате:
- изолирующие самоспасатели оказались вне правового поля;
- требования к фильтрующим значительно снизились и, несмотря на длительные согласования МЧС с Минтрудом, изменениями в регламент, таковыми и продолжают оставаться.
- сертификация пожарных самоспасателей перешла к органам и экспертам сферы охраны труда. Для подтверждения соответствия применяются стандарты с разными требованиями.
- контроль за соответствием продукции требованиям нормативных документов разделился между разными ведомствами.
Во что это выливается можно посмотреть на следующих примерах.
Во-первых, на рынке периодически стала появляться фальсифицированная продукция.
Еще 8 лет назад была предпринята 1-я попытка вывести в обращение на российский рынок китайские фильтрующие самоспасатели с практически нулевыми защитными свойствами. Тогда еще действовал контроль в системе пожарной безопасности. Попытка не удалась.
2-я попытка случилась в 2018 году после трагедии в «Зимней вишне». Китайские самоспасатели стали продаваться без сертификата. Это уже во время разделения полномочий по контролю, поэтому и оказалось, что ни один контролирующий орган таким вопиющим нарушением не заинтересовался. Ассоциация производителей через Прокуратуру добились прекращения поставок фальсифицированной продукции. Поставщик оштрафован. А сколько средств, в том числе бюджетных, выброшено на закупку бесполезной продукции и к каким последствиям это может привести – это уже никого не интересует.
В 2020 году была предпринята 3-я попытка вывода на рынок той же китайской продукции. Российская компания сертифицировала ее на соответствие ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты». Сертификат был выдан в Киргизии Бишкекским центром испытаний, сертификации и метрологии, а испытания якобы были проведены в Казахстане (в Актюбинском филиале Национального центра экспертизы и сертификации). Сертификат был выдан с грубейшими нарушениями, Бишкекский центр, не имеет соответствующей области аккредитации.
Кроме того, как потом выяснилось из ответа Национального центра аккредитации Казахстана, под этим номером протокола (№ 868) испытаний якобы самоспасателя был зарегистрирован протокол на производственный контроль муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта…
Таким образом, сертификат соответствия, был выдан органом по сертификации на китайский самоспасатель без подтверждения безопасности, установленных в ТР ТС 019/2011.
И что в итоге, указанный самоспасатель из-за низкой цены, в течении пяти месяцев активно закупался в рамках государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации на десятки миллионов рублей! Надзорные государственные органы России этим вопросом не заинтересовались, даже после того как это стало им известно.
Добиваться соблюдения законодательства снова пришлось Ассоциациям производителей. Они письменно обратились в Евразийскую экономическую комиссию, там приняли к сведению информацию о нарушениях. Сертификат был отозван.
Но снова возникает вопрос, а как быть десяткам организаций, которые уже выбросили свои деньги на приобретение бесполезной, а скорее вредной продукции.
Во-вторых, сертификация самоспасателей превратилась в очень непростую процедуру. С одной стороны, можно легко получить сертификат на несоответствующую продукцию даже без проведения испытаний, нужно найти орган, с которым можно договориться. А если хотите по закону, то нужно одолеть множество искусственно созданных препятствий.
В зависимости от квалификации и взглядов экспертов, запросов заявителей, в силу неоднозначности требований сертификаты получаются по-разному оформленными. В результате идет поток жалоб, в судебные разбирательства уже были вовлечены Роспотребнадзор, Росаккредитация, органы по сертификации, производители и поставщики. Самоспасатели получили репутацию скандальной продукции, связываться с которой себе дороже.
Отсюда вытекает, в-третьих. Подзаконные акты и нормативные документы по эксплуатации пожарно-технической продукции разрабатывает МЧС России. Похоже там взяли курс на исключение СИЗ из своей номенклатуры по принципу: «Взял их Минтруд, пусть ими и занимается».
Реализацию этого принципа можно проследить по эволюции документов, регламентирующих обеспечение объектов СИЗ.